Речь Ильхама Алиева на церемонии официального открытия 27-й Международной выставки нефти и газа Каспия в рамках Бакинской энергетической недели
01 июня 2022, 10:36
Уважаемые дамы и господа.
Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов за возобновление выставки «Нефть и газ Каспия» после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией. Рад, что сегодня здесь собрались наши гости, приехавшие со всего мира. Надеюсь, что обсуждения, которые будут проведены на нефтегазовой выставке и Бакинской энергетической неделе, усилят диалог по таким важным вопросам, как энергетическая безопасность и диверсификация энергоресурсов.
В годы независимости Азербайджан вкладывал инвестиции в свою энергетическую безопасность, полностью обеспечил потребности на внутреннем рынке и старается играть постепенно все более важную роль в энергетической безопасности все большего числа стран. В первые годы независимости ситуация была не такой. Хочу также отметить, что Выставка и Конференция «Нефть и газ Каспия», проводимые уже в 27-й раз, сыграли очень важную роль в привлечении внимания глобальных энергетических компаний к Азербайджану, который в то время только обрел независимость, столкнулся с многочисленными трудностями и вызовами, значительная часть территории которого была оккупирована.
Поэтому роль организаторов выставки «Нефть и газ Каспия» действительно была очень важной в плане привлечения внимания и инвестиций. С первого года проведения этой конференции Азербайджан объявил о своей открытости миру. Мы объявили, что хотим видеть Каспийское море пространством сотрудничества и инвестиций. Первые иностранные инвестиции, вложенные в нефтяные и газовые месторождения Каспия, были обеспечены нами и нашими партнерами.
Однако, как я уже сказал, энергетическая безопасность в то время была обеспечена не полностью. Возникали перебои в снабжении электроэнергией и газом. Подача энергии прерывалась. Мы стали работать с большим желанием, чтобы обеспечить нашу энергетическую безопасность. Эта работа была выполнена. Параллельно мы активно работали с международными инвесторами, ведущими энергетическими компаниями мира с целью увеличения добычи нефти и поставки ее на международные рынки.
В конце прошлого века произошло, на мой взгляд, важное событие. Состоялось открытие первого нефтепровода из Азербайджана в черноморский порт Грузии Супса. Благодаря этому мы смогли начать экспорт и обеспечили потребности многих стран. Вместе с тем, мы вместе с партнерами приступили к разведке газовых месторождений, в частности, одного из крупнейших месторождений в мире - «Шахдениз». В 2007 году был сдан в эксплуатацию газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, азербайджанский газ впервые стал транспортироваться на региональные рынки Турции и Грузии. За год до этого – в 2006 году мы добились строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, соединяющего Каспийское и Средиземное моря. Думаю, в то время это было знаменательным событием, да и сейчас это так. Это был новый маршрут и источник в поставке нефти на международные рынки. С того времени Баку-Тбилиси-Джейхан и вся остальная энерготранспортная инфраструктура Азербайджана эксплуатируются без каких-либо перебоев. Конечно, это - проявление прогнозируемости, надежности и нашего умения реализовать столь крупные и сложные в техническом и финансовом отношении инфраструктурные проекты. Причем, эти проекты были реализованы в очень сложной политической обстановке.
Это было важное историческое событие в вопросе региональной энергетической безопасности. Конечно, оно усилило региональное сотрудничество между Азербайджаном и его соседями – Турцией и Грузией. В то же время наши планы были более масштабными. Естественно, мы хотели использовать гигантские запасы газа Азербайджана и для этого нам, конечно, нужен был новый трубопровод. Я бы сказал, была потребность в трубопроводе ХХI века – Южном газовом коридоре. Успешное завершение Южного газового коридора в последний день 2020 года демонстрирует нашу общую волю, умение работать в команде и добиваться больших успехов. Интегрированная система трубопроводов протяженностью 3500 километров, проходящих через многие страны, морское дно и вершины гор, - это проявление нашего могущества и дружбы. Поэтому начатые Азербайджаном на первом этапе энергетические проекты создали рамки для регионального сотрудничества, и в настоящее время они превратились в глобальные энергетические проекты.
Южный газовый коридор – это проект, которым мы можем гордиться. В то же время он позволяет нам увеличить добычу на гигантском газоконденсатном месторождении «Шахдениз». Это уже произошло. Уже год и пять месяцев Азербайджан использует эту совершенно новую современную инфраструктуру в транспортировке своих газовых ресурсов. Расширение на европейском континенте нашей деятельности, связанной с природными ресурсами, необходима и нам, так и нашим партнерам. Мы добились увеличения добычи и экспорта. В прошлом году Азербайджан экспортировал 22 миллиарда кубометров природного газа. Ожидается, что в этом году эта цифра составит 24 миллиарда кубометров. В следующем году будет еще больше. Показатели могут быть различными в зависимости от работ по добыче и эксплуатации других месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Наш газовый потенциал не ограничивается лишь «Шахдениз». Очень перспективны и другие месторождения. В следующем году на некоторых из них начнется добыча. Это станет важным вкладом в энергетическую безопасность. Особенно сейчас, когда потребность в азербайджанских углеводородах велика, как никогда. Как ответственная страна, мы учитываем это и стараемся поддержать страны, которые по разным причинам столкнулись с трудностями. В настоящее время соответствующие структуры Азербайджана постоянно контактируют с растущим числом стран.
В период, когда мы занимались реализацией Южного газового коридора, мы наладили очень тесное сотрудничество со странами, через территорию которых проходит трубопровод, а также с международными финансовыми институтами, энергетическими компаниями, правительствами ведущих стран и Европейской комиссией. Ежегодное заседание Консультативного совета Южного газового коридора, проводимое в Баку в феврале каждого года, является наглядным примером этой командной работы. Во время проведения 4 февраля нынешнего года ежегодного заседания Консультативного совета Южного газового коридора мы уяснили, что значительная часть наших планов реализована, и Южный газовый коридор уже функционирует. А сейчас нам остается только работать, налаживать мосты, устанавливать новые связи, создавать интерконнекторы и расширять деятельность на газовом рынке Европы.
Конечно, сегодня – 1 июня, когда мы говорим об этом, ситуация совершенно другая, потребность в азербайджанском газе стремительно растет. Естественно, мы должны учитывать это. Но в то же время потенциальные потребители должны понять, что добыча крупных объемов газа за год невозможна. Для этого нам нужны контракты. Мы должны начать переговоры и ускорить их. Мы должны работать с традиционными партнерами и инвесторами, а также энергетическими компаниями, чтобы увеличить добычу. Мы также должны расширить имеющиеся установки. Эти вопросы мы запланировали на предстоящие годы, потому что Южный газовый коридор, как я уже сказал, представляет собой интегрированную систему трубопроводов, состоящую из трех трубопроводов. Пропускная способность ее последней части – Трансадриатического трубопровода - составляет 10 миллиардов кубометров. А сейчас мы думаем о его расширении, потому что в этом есть потребность. Конечно, это потребует времени и крупных финансовых средств, в том числе тесной координации, сотрудничества и активного диалога со всеми странами-участницами. Мы к этому готовы. Министерство энергетики Азербайджана и Государственная нефтяная компания уже получили все инструкции и ведут активные переговоры.
Кстати, Бакинская энергетическая неделя станет прекрасной возможностью, потому что для обсуждения этих важных вопросов среди наших гостей находятся высокопоставленные официальные лица из многих стран. В то же время, конечно, мы должны продолжать активный диалог с членами команды Южного газового коридора, в том числе их правительствами. Хочу выразить правительствам стран, участвующих в Южном газовом коридоре, - Турции, Грузии, Болгарии, Греции, Албании, Италии признательность за активное сотрудничество. Учитывая существующие в настоящее время новые вызовы и потребности, мы, конечно, находимся уже в процессе переговоров с другими потенциальными потребителями. Но одних только наших усилий для этого будет недостаточно. Необходимы инвестиции в инфраструктуру, строительство новых интерконнекторов в Европе, и должны быть достигнуты договоренности на новых условиях, потому что все мы знаем, что в газовом бизнесе вы, в первую очередь, продаете газ, подписываете контракт, а потом вкладываете инвестиции и приступаете к добыче.
Однако цель всего того, что я сказал, заключалась в том, чтобы представить общую ситуацию с нашей точки зрения. Вместе с тем, мы будем делать все возможное для ускорения процесса, и это уже началось.
Я также хотел бы выразить признательность правительствам Соединенных Штатов и Соединенного Королевства. Они всегда, на всех этапах нашей энергетической политики и деятельности оказывали нам большую поддержку. Мы смогли достичь этих результатов благодаря этой большой поддержке. Я также хочу поблагодарить международные финансовые институты – Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, то есть, все банки, финансировавшие Южный газовый коридор. Надеюсь, что они окажут финансовую поддержку и осуществлению наших новых планов, в частности, расширению Трансадриатического трубопровода. Мы также можем подумать о расширении TANAP, потому что, как я уже сказал, потребность в азербайджанском газе возрастает, для этого есть потенциал, есть политическая воля. Таким образом, мы не должны терять время для того, чтобы довести наши инфраструктурные возможности, связанные с транспортировкой природного газа, до уровня потенциальных потребностей. Для этого необходимо очень быстро расширить не только ТАР, но и Южнокавказский трубопровод и TANAP, над чем мы и работаем.
Кроме того, хочу отметить плодотворное сотрудничество между Азербайджаном и Европейской комиссией. Это сыграло важную роль в реализации проекта “Южный газовый коридор”, сыграет значимую роль и в осуществлении наших дальнейших планов. Мы постоянно контактируем в связи с этим с Европейской комиссией, и в результате обсуждений, проведенных между комиссаром Европейского Союза по энергетическим вопросам и нашим министром энергетики в начале февраля текущего года в Баку, наладили энергетический диалог между Европейским Союзом и Азербайджаном. Повестка дня чрезвычайно широка, сюда входят такие традиционные отрасли, как нефтяная и газовая. Наряду с этим, на повестке дня находятся и вопросы электроэнергии, возобновляемой энергии, водорода и энергоэффективности. Считаю, что широкий спектр тем и активное сотрудничество в данных вопросах позволят нам иметь больший объем газа для экспорта.
Потому что наш очередной план, стоящий на повестке дня, - это возобновляемая энергия, и работа в этой сфере уже идет. Азербайджан демонстрирует прекрасные результаты в этой области, потому что мы уже доказали, что являемся надежной страной, страной, уважающей свои обязательства. Хочу отметить, что с первого контракта о долевом разделе добычи, подписанного с иностранными компаниями в 1994 году, по сегодняшний день в контрактах не изменено ни одно слово. А это - проявление нашей позиции. Мы уважаем свои обязательства и ждем от наших партнеров уважения своих обязательств.
Таким образом, надежность являлась важным фактором. Второе – это, конечно, политическая и экономическая стабильность в Азербайджане, наши прекрасные результаты в создании инфраструктуры, связанной с нефтью, газом и электроэнергией. Кстати, Азербайджан является страной, экспортирующей не только нефть и газ, но и электроэнергию. Гигантский потенциал и опыт – все эти факторы позволили привлечь известные энергетические компании и вкладывать инвестиции в возобновляемую энергию.
В этом году мы уже провели две церемонии закладки фундамента с ведущими энергетическими компаниями мира – ACWA Power и Masdar. В настоящее время идет строительство двух электростанций – одной солнечной и одной ветряной, их общая производственная мощность составляет 470 мегаватт. В следующем году обе станции будут сданы в эксплуатацию, и это лишь начало, потому что мы уже находимся на стадии активных переговоров со многими ведущими энергетическими компаниями в области возобновляемой энергии.
Каспийское море обладает гигантским потенциалом, и уже проведены расчеты. Как мне сообщили, потенциал азербайджанского сектора Каспийского моря составляет 150 тысяч мегаватт, то есть, это – гигантский объем.
В то же время считаем, что потенциал территорий, освобожденных от оккупации в результате Второй Карабахской войны, в частности, Кяльбаджара и Лачина, составляет 9-10 тысяч мегаватт. Речь здесь идет о ветряной и солнечной энергии. Если добавить к этому гидроэлектроэнергию, также имеющую большой потенциал, то здесь появится дополнительная мощность в 1000 и более мегаватт.
Все это серьезно рассматривается нашим правительством, чем больше инвестиций будет вложено в возобновляемую энергию, тем больше газа будет сэкономлено и экспортировано, это естественно.
Таким образом, единство всех этих факторов, в том числе энергоэффективность и устранение потерь в нашей сети приведут к увеличению экспорта газа из Азербайджана. Это – наша цель, которой, уверен, мы добьемся, потому что все, что мы планировали до сих пор, было реализовано, и не только в нефтегазовой сфере. Наше правительство добилось реализации всех своих планов. Мы добились всего этого благодаря максимальной эффективности.
Все эти важные вопросы будут обсуждены в рамках традиционной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия», а также Бакинской энергетической недели. Будет обсуждено увеличение объемов поставки нефти. Сегодня Азербайджан уже предоставляет другим странам важные транзитные возможности. Этот потенциал тоже может быть максимально использован. К сожалению, на сегодняшний день он использован не полностью. К сожалению, потенциал Азербайджана как важной транзитной страны не был правильно оценен поставщиками.
Считаю, что сегодня они уже думают иначе, потому что каждый понимает, что диверсификация является одним из главных факторов энергетической безопасности. Мы же с первого дня осуществления нашей энергетической стратегии работали над диверсификацией. Благодаря этому у нас есть диверсифицированные экспортные маршруты – протянувшиеся в различных направлениях 3 нефтепровода и 4 газопровода. Что касается линий электроэнергии, то мы экспортируем электроэнергию в 4 соседние страны и планируем экспортировать в Европу.
Мы хотим дать старт деятельности Зангезурского коридора. Это может стать важным экспортным маршрутом не только для грузов, но и для электроэнергии. Мы приступили к работе и уже предпринимаем практические шаги в этом направлении, связанные с инвестированием. Таким образом, в любом вопросе важна диверсификация.
Поэтому те, кто неверно оценил потенциал Азербайджана как надежной транзитной страны, изменят свое мнение. Мы уже видим определенные намеки и готовы к этому. Мы готовы помочь всем, кто нуждается в помощи. Для этого у нас есть политическая воля. Наша политика всегда заключалась в налаживании мостов и укреплении сотрудничества.
Кроме того, мы обладаем необходимой инфраструктурой. Новый морской порт, железная, автомобильные дороги и аэропорты, соединяющие нас со всеми направлениями. На освобожденных территориях у нас будет три новых аэропорта. Один из них уже сдан в эксплуатацию. Таким образом, у Азербайджана будет 9 международных аэропортов. Наконец, необходимо учитывать географическое положение нашей страны, то есть, строя планы, связанные с сотрудничеством в нефтегазовой сфере, необходимо учитывать транзитный потенциал Азербайджана.
Все, о чем я говорю, важно и для наших международных партнеров. Хочу особо подчеркнуть здесь стратегическое партнерство между SOCAR и ВР. Для нас ВР является стратегическим партнером и ведущим инвестором в нефтегазовой сфере. Очень рад, что ВР проявляет интерес к сфере возобновляемой энергии. В настоящее время SOCAR и ВР обсуждают строительство в Джебраильском районе электростанции мощностью более 200 мегаватт. Надеюсь, что в скором времени будут хорошие результаты.
Что касается наших перспективных планов, то их реализация была бы невозможна без участия наших традиционных энергетических партнеров. В этот важный период, когда геополитическая обстановка в мире резко отличается от той, что была несколько месяцев назад, мы готовы сотрудничать с любой компанией из любой страны.
Все, что я здесь отметил, очень важно и для нашего внутреннего развития. Энергетический фактор, энергетическая дипломатия и все проекты усиливают наш энергетический потенциал, позволяют нам, наряду со смелыми реформами, направлять доходы от нефтегазового сектора в ненефтяной сектор экономики. Мы видим результаты этого. Хочу представить вашему вниманию некоторые показатели текущего года. В нынешнем году валовой внутренний продукт вырос на 7,2 процента. Рост в ненефтяном секторе превысил 11,5 процента, а в ненефтяной промышленности – 15 процентов. Все это – проявление реформ и направления накопленных нами доходов.
То есть, диверсификация касается не только энергопоставок. Это – диверсификация нашей экономики, и мы добиваемся этого. Считаю, что сегодня бизнес-среда в Азербайджане полностью находится на необходимом уровне, и Азербайджан является одной из весьма привлекательных стран для иностранных инвестиций. Как я уже сказал, во-первых, у нас огромный опыт в нефтегазовой отрасли, мы высоко ценим партнерство с традиционными компаниями. Мы никогда ни единого слова не меняли в подписанном контракте. Мы стремительно развиваемся, и, конечно, проводимая в Карабахе и Зангезуре реконструкция увеличит наш экономический потенциал.
Низкий уровень нашего внешнего долга – он составляет всего 12,5 процента валового внутреннего продукта – также создает благоприятные экономические условия. Мы можем брать дополнительные кредиты, просто не делаем этого, потому что в этом нет необходимости. Мы хотим снизить внешний долг до уровня 10 процентов валового внутреннего продукта, я уже дал правительству указание в связи с этим.
В то же время, если мы увидим, что есть важные для Азербайджана проекты глобального значения, то, конечно, обратимся за поддержкой к традиционным партнерам, ведущим финансовым институтам. У нас есть такой опыт в проекте Южного газового коридора и других проектах.
Мы соскучились по этому прекрасному мероприятию. Как я уже сказал, это – ведущее международное энергетическое мероприятие региона. Еще раз благодарю гостей за участие и желаю работе Бакинской энергетической недели успехов. Спасибо.