Речь Ильхама Алиева на открытии VIII Глобального Бакинского форума
04 ноября 2021, 10:20
Уважаемые друзья,
уважаемые дамы и господа,
уважаемые сопредседатели Международного центра Низами Гянджеви, уважаемые участники. Приветствую всех вас. Хочу выразить вам признательность за то, что вы вместе с нами.
Когда мы обсуждали с сопредседателями Центра предстоящий в 2021 году ежегодный Глобальный Бакинский форум, то и представить себе не могли, что здесь, в Баку будет столь широкая представленность. Это в первую очередь свидетельствует о том, что ситуация, связанная с COVID, улучшается. А во вторую очередь, конечно, показывает, что вы придаете большое значение этому мероприятию, потому что Глобальный Бакинский форум превратился в одну из ведущих платформ с точки зрения обсуждения неотложных и важных вопросов, касающихся глобальной политики.
Прежде всего, хочу поблагодарить сопредседателей Международного центра Низами Гянджеви госпожу Президента Вайру Вике-Фрейбергу и господина Серагельдина за прекрасное руководство Центром. Их деятельность была очень заметной даже в период пандемии. Именно благодаря их руководству, приверженности Центру и его идеям этот Центр, как я уже отметил, превратился в один из ведущих международных институтов. Я также хочу выразить признательность членам Правления за их вклад. Благодарю также постоянных членов и участников.
Как мы обсуждали вчера с членами правления, это словно большая и дружная семья. Считаю, что это тоже одна из причин нашего успеха. Достаточно просто взглянуть на список сегодняшних участников, выступающих, влиятельных лиц, которые обратятся к Форуму, чтобы сказать, что Международный центр Низами Гянджеви за относительно короткий срок превратился в один из немногих ведущих и обладающих большим потенциалом международных институтов, аккумулировавших знания, опыт и взгляды интеллигенции, государственных чиновников, политиков, журналистов, государственных деятелей и членов гражданского общества. Таким образом, на сегодняшнем Глобальном Бакинском форуме будут обсуждаться неотложные вопросы повестки дня.
Но прежде, чем перейти к обсуждению данных вопросов, с чувством удовлетворения хочу сообщить, что вчера мне преподнесли две книги, посвященные Низами, 880-ю годовщину которого мы отмечаем в этом году. В знак почтения к памяти этого гениального азербайджанского поэта на основании моего президентского Указа нынешний год объявлен в Азербайджане «Годом Низами».
Повестка дня нынешнего форума чрезвычайно широка. Но вначале мне хотелось бы коснуться нескольких вопросов.
Первый, конечно, связан с пандемией, потому что пандемия является вопросом номер один в глобальной повестке дня. Мы говорим о периоде пандемии, а некоторые – о постпандемическом периоде. Еще не ясно, находимся ли мы в постпандемическом периоде, потому что различные страны относятся к этому вопросу по-разному. Хочу сообщить вам, что как только эта болезнь, кризис подняли голову, с самого начала Азербайджан предпринимал очень активные действия как внутри страны, так и на международном уровне. 18 января этого года наша страна одной первых в регионе начала вакцинацию. На сегодняшний день более 60 процентов населения старше 18 лет получили две дозы. За относительно короткий срок мы открыли 13 новых государственных больниц, общее количество коек в которых составляет почти 4 тысячи, в целом же для борьбы с пандемией было выделено 46 государственных больниц. Сегодня у нас нет изоляции. Ситуация находится под контролем. Единственное ограничение заключается в том, что мы вынуждены носить маски в закрытых помещениях. Надеюсь, что нам удастся сохранить ситуацию под контролем.
Одновременно мы приняли серьезные меры для снижения нагрузки от прежних мер изоляции. В 2020 и 2021 годах мы выделили для людей, потерявших работу, пострадавших от изоляции, пакет социально-экономической помощи, общая стоимость которого составила 2,9 миллиарда долларов США. Эти средства финансировались из государственного бюджета. Мы продолжим делать это, потому что должны сократить нагрузку, выпавшую на людей, которые оказались в совершенно новой ситуации. Мы используем в основном две вакцины – Sinovac и Pfizer. Как я уже отметил, уровень вакцинации высок. Конечно, это стало возможным благодаря государственной политике. Вместе с тем, хочу отметить, что нас радует очень ответственное отношение наших граждан к данному вопросу, вакцинация не принудительная. У нас нет никакой антивакцинной кампании или даже антивакцинной тенденции. Азербайджанский народ понимает важность вакцинации, что значительно облегчает нашу работу.
Азербайджан предпринял очень активные шаги и в глобальном масштабе. По нашей инициативе, как действующего председателя Совета сотрудничества тюркоязычных государств и Движения неприсоединения, в апреле и мае прошлого года были проведены специальные саммиты обеих организаций, посвященные COVID.
На саммите Движения неприсоединения мы выступили с инициативой проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной COVID, эта инициатива была поддержана абсолютным большинством международного сообщества и специальная сессия состоялась 3 и 4 декабря прошлого года.
Это был наш вклад в обсуждение глобальных вопросов. Одновременно мы выдвинули в Совете ООН по правам человека инициативу равного и универсального доступа к вакцинам и их справедливого распределения. Мы являемся одной из стран, которые на глобальном уровне говорят о «вакцинном национализме» и несправедливом распределении вакцин. Некоторые страны уже планируют применение третьей дозы вакцины, а есть страны с низким уровнем вакцинации. Таким образом, мы должны обсудить этот вопрос для создания равных возможностей.
Наряду с этим, хочу отметить, что по нашей инициативе создана база данных, связанная с лечением COVID-19, и Всемирная организация здравоохранения пользуется этой базой данных в странах-членах Движения неприсоединения. А это, в свою очередь, помогает ВОЗ правильно планировать и прогнозировать свою поддержку. Как председатель Движения неприсоединения мы оказали финансовую и гуманитарную помощь более чем 30 странам. Мы безвозмездно обеспечили несколько стран дозами вакцин. Мы также добровольно внесли во Всемирную организацию здравоохранения финансовый взнос в объеме 10 миллионов долларов для поддержки бедных стран. Это шаги, предпринятые нами на глобальном уровне. Конечно, объединение усилий международной общественности и демонстрация ведущими государствами мира ответственного подхода помогут справиться с этой болезнью.
Еще одна тема, которой я хочу коснуться, - это тема, о которой я говорил на каждом из семи форумов, начиная с первого Глобального Бакинского форума, - армяно-азербайджанский конфликт. Но сегодня я хочу сказать, что конфликт урегулирован. Азербайджан сам решил конфликт. Сам выполнил принятые в 1993 году Советом Безопасности ООН резолюции, требующие незамедлительного, полного и безоговорочного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана. К сожалению, эти резолюции на протяжении 27 лет оставались на бумаге, и если бы Азербайджан, воспользовавшийся статьей 51 Устава ООН, предусматривающей право на самооборону, не восстановил свою территориальную целостность, то эти резолюции оставались на бумаге еще 27 лет. Азербайджан также воспользовался международно-правовыми рамками, потому что не только Совет Безопасности ООН, но и другие ведущие международные институты приняли аналогичные резолюции и постановления в связи с оккупацией территорий Азербайджана. Генеральная Ассамблея ООН, ОБСЕ, Движение неприсоединения, Организация исламского сотрудничества, Европейский парламент и Парламентская Ассамблея Совета Европы в различное время приняли аналогичные постановления и резолюции, связанные с конфликтом, поэтому все, что мы делали в прошлом году, освобождая наши территории, полностью соответствовало им.
К сожалению, Армения пыталась лишь закрепить статус-кво, использовать формат переговоров только в качестве инструмента для того, чтобы навечно заморозить конфликт. Если в прежние годы власти Армении создавали видимость работы в направлении достижения урегулирования конфликта в рамках Минской группы путем освобождения оккупированных территорий, то в последние несколько лет руководство Армении уже открыто заявляло о том, что не вернет ни пяди оккупированных земель. Есть достаточно доказательств этого. Достаточно только отметить заявление, с которым нынешний премьер-министр Армении выступил два года назад на оккупированных территориях Азербайджана, - «Карабах – это Армения, и точка». По существу это означало конец переговоров. Во-первых, это было противоречивое и лживое заявление, потому что руководство Армении утверждало, что Карабах – «независимое государство». При этом его не признала ни одна страна мира, включая и Армению. С другой стороны, они говорили, что «Карабах – это Армения». То есть, это противоречие было показателем противоречивой политики, которая привела Армению в прошлом году к позорному поражению.
Таким образом, такого рода заявления положили конец переговорам. Считаю, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ тоже были удивлены и обескуражены этим заявлением, потому что им уже нечего было делать.
Еще одно заявление было сделано тогдашним министром обороны Армении. Он открыто заявлял, что Армения готовится к «новой войне за новые территории». То есть, откровенная угроза, связанная с оккупацией еще большей территории Азербайджана. К сожалению, международная общественность, в том числе сопредседатели Минской группы ОБСЕ промолчали, не осудили это, с их стороны не было даже месседжа о неприемлемости этого. Ряд других шагов и заявлений руководства Армении был направлен на подстрекательство Азербайджана. Могу отметить так называемую «инаугурацию» так называемого «президента» сепаратистов в Шуше. Это было явным оскорблением чувств азербайджанцев.
Могу также сказать о решении сепаратистов перевести «парламент» из Ханкенди в Шушу. Это явилось очередным оскорблением чувств азербайджанцев. Руководство Армении должно было понимать, что оно не может оскорблять чувства нашего народа. Любое терпение имеет пределы.
Затем, в июле 2020 года, они, прибегнув к открытой военной провокации на границе, совершили убийство наших гражданских лиц и военнослужащих. В августе 2020 года заслали диверсионную группу для совершения теракта. Она была обезврежена. Наконец в сентябре они стали обстреливать мирные азербайджанские села.
Вторая Карабахская война, которую мы называем Отечественной войной, продлилась 44 дня и завершилась полным поражением армянской армии. Армения была принуждена к принятию наших условий. В первые дни войны я говорил, что после того, как премьер-министр Армении предоставит мне дату вывода войск с оккупированных территорий, мы готовы остановиться.
Руководству Армении понадобилось около 7000 жертв и 44 дня, чтобы понять, что они находятся в абсолютно бедственном положении. В ночь с 9 на 10 ноября Армения подписала акт о капитуляции, и война закончилась. Мы сдержали свое слово. После того, как был предоставлен график вывода войск с остальных оккупированных территорий, война была остановлена. Через четыре дня азербайджанский народ отметит первую годовщину нашей исторической Победы.
Что мы увидели на освобожденных территориях? Все полностью разрушено, нет ни одного целого здания. В годы оккупации они разрушили все исторические памятники, 65 из 67 мечетей. Сравняли с землей дома, дворы, общественные здания и другие строения. Это – доказательство варварства.
В настоящее время мы активно восстанавливаем освобожденные территории. Началась программа широкомасштабного восстановления. Уверен, что очень скоро мы сможем вернуть в эти места вынужденных переселенцев, более миллиона человек, пострадавших от армянской оккупации. Война и ее итоги показали, что рано или поздно справедливость побеждает. Вы должны быть верными своим целям, хорошо подготовиться, иметь международные правовые рамки и добиться того, чтобы у людей была твердая воля. Все эти критерии, в том числе наши военные возможности, стали основным фактором в урегулировании конфликта. В настоящее время конфликт завершился и, как я уже отметил, началась реконструкция. Сейчас мы находимся в постконфликтном состоянии, и мы направили Армении ряд предложений, чтобы приступить к работе над мирным соглашением, потому что мы хотим говорить не о войне, а о мире, о будущем.
К сожалению, ответ на это предложение все еще не дан. Одновременно мы предложили начать работу над делимитацией и демаркацией государственных границ, признав территориальную целостность обеих стран. Это отвечает также нормам международного права и нормальному поведению. Данное предложение также все еще не рассмотрено.
Несмотря на страдания, испытанные на протяжении почти 30-летней оккупации, вандализм и варварство на освобожденных территориях, Азербайджан демонстрирует максимальную конструктивность. Мы должны смотреть в будущее. Мы должны обеспечить безопасность, прогнозируемость региона и его готовность к широкомасштабному сотрудничеству. Есть различные предложения, связанные с этим. Возможно, вы слышали о них. Считаю, что все будет зависеть от позиции Армении, потому что наша позиция предельна ясна. Сегодня я еще раз хочу сказать, что мы готовы начать мирные переговоры, работать над мирным соглашением, перевернуть страницу, готовы к делимитации границ. Посмотрите, ответа от Армении не будет. Они молчат почти год. Я не считаю, что в настоящее время они находятся в таком положении, когда могут выступить против конструктивного предложения Азербайджана. Если бы они прислушались к нам в прежние годы переговоров, вели себя как нормальные люди, то не оказались бы в сегодняшнем положении.
Не отнимая у вас много времени, хочу отметить еще один, последний вопрос, потому что он остался в тени минувшего года. Но он значим не только для нас, но для и всего региона. Это – завершение строительства Южного газового коридора. 31 декабря 2020 года был сдан в эксплуатацию заключительный сегмент данного проекта – Трансадриатический трубопровод. Это действительно историческое достижение для Азербайджана, наших соседей и Европы, потому что является важным критерием энергетической безопасности Европы. Это – важный инструмент диверсификации. Что касается Южного газового коридора, то речь идет о диверсификации не только маршрутов, но и источников. Новый источник природного газа, опирающийся на большие запасы газа в Азербайджане, уже находится на европейском рынке. С 1 января по 31 октября нынешнего года, то есть, в течение десяти месяцев Азербайджан экспортировал по этому маршруту в пять стран – Турцию, Грузию, Италию, Грецию и Болгарию более 14 миллиардов кубометров природного газа. Почти половина данного объема была использована потребителями Европейского Союза. В странах, обеспечиваемых азербайджанским газом, нет ни газового кризиса, ни ценового кризиса, и никто не мерзнет. Это свидетельствует о том, что Южный газовый коридор является настоящим проектом энергетической безопасности для Европы. Азербайджан как ответственная страна, производитель и экспортер, - в настоящее время мы экспортируем не только нефть, но и газ, – в будущем будет играть очень важную роль в вопросах энергетической безопасности.
На этом хочу завершить свое выступление и, чтобы не отнимать у вас много времени, еще раз выражаю вам признательность за то, что находитесь вместе с нами, желаю Форуму успехов.
Спасибо.